121472
Наследие и подлинность! Самый старый и крупный канал об архитектуре России. Премия «Лучший городской блог или СМИ» на Moscow Urban Forum’2019, знак «Герои года’2019» от Яндекса💡 Предложения о сотрудничестве и реклама — @arkhfeedbot
Воображаемый вид Москва-Сити на сувенирных спичках начала нулевых.
Читать полностью…
По следам наших публикаций
Больше полугода назад мы выложили объявление о продаже самого старого дома Тотьмы. Радуемся: он нашел нового хозяина благодаря «Архитектурным излишества»!
Это случилось почти сразу же после публикации, но были сложности с оформлением земли.
4 февраля сего года сделка была заключена и обмыта в ресторане «Сияние Севера».
Желаем новоиспеченным владельцам исторической недвижимости и дому всего наилучшего 🙂
Пока вся страна живет в 2026, Тула живет в 2036. Несколько лет назад сотрудникам Тульского оружейного завода доплачивали за пользование велосипедами.
Читать полностью…
Делюсь с подписчиками новой книгой моего товарища Александра Сувалко. В ней он исследует феномен наукограда, представляя подмосковную Дубну как прототип «креативного города» особого типа.
Исследователь анализирует советские традиции и критически важные аспекты будущего всех наукоградов: от научной политики и репрезентации ученого до создания комфортной городской среды, где рыбалка, костры и формулы дополняют друг друга.
Автор рассказывает, как Дубна, подарившая миру 10 новых элементов таблицы Менделеева и ставшая домом для проекта NICA, умудряется оставаться «островом стабильности» и «велосипедным городом», при этом сталкиваясь с вызовами «утечки мозгов» и необходимостью привлечь тысячи новых специалистов к 2030 году.
В монографии подробно разбираются как успешные практики (роль ДК «Мир», набережной, библиотеки), так и точки напряжения: риски провинциализации, эрозия образа учёного в массовой культуре, конфликт между сохранением уникальной среды и необходимостью нового строительства. Книгу положительно оценили многие коллеги, в т.ч. экономгеограф Александр Панин.
Погост Ворзогоры — это уникальный памятник деревянного зодчества, расположенный в старинном поморском селе на высоком берегу Белого моря. Это один из немногих сохранившихся классических северных «тройников», в состав которого входят две церкви 17-18 веков и колокольня.
📸 Александр Антонов гугл-картовский
В селе Черный Отрог на Оренбуржье, где работает отличный музей Виктора Черномырдина, недавно появился новый музейный объект. Это экспозиция, посвященная оренбургскому пуховому платку, расположенная в водонапорной башне 1960-х годов. Надо будет добраться.
Читать полностью…
Началась излюбленная зимняя забава петербуржцев — прогулки по льду Фонтанки.
Читать полностью…
На строительном форуме встретил интересное явление советских времен — липецкая кладка.
«Это разработка советских строителей, позволяющая повысить производительность труда при кладочных работ без существенного снижения прочностных характеристик возводимых каменных конструкций.
Дело в том, что тычковый ряд (поперёк стены) требует больших трудозатрат чем ряд ложковый (вдоль стены), поэтому в основном кладка ведётся ложковыми рядами, однако для внутристенной перевязки (чередования кладочных швов), через каждые пять ложковых рядов требуется соорудить один тычковый.
Исключение составляет декоративная кладка, но там другая классика жанра. Строители из Липецка опытным путём сообразили, что ещё производительней будет чередовать тычковые и ложковые ряды не через пять, а через три ряда, при этом ложковые ряды укладывать без перевязки в продольном направлении, тупо друг над другом.
Это позволяло давать значительные объёмы по возведению социалистической собственности силами низкоквалифицированных специалистов.
За ее разработку в 1967 году липецкие строители были награждены медалью ВДНХ, а кладка стала применяться и в других городах СССР».
Одно из самых необычных названий на карте России — улица Пролет Шмеля под Серпуховом. Она довольно короткая.
Об этом и многом другом поговорим 31 января на лекции в Нижнем Новгороде.
В 9 веке Смоленск стал крупным центром на пути «из варяг в греки». Гнездовские курганы знают по всей России (именно здесь нашли горшок с древнейшей кириллической надписью — «горушна/гороушна», скорее всего, горчица). В городе на Днепре сохранились три домонгольских храма, что говорит о сильной княжеской власти и значительном богатстве края.
Смоленск гордится своей крепостной стеной, построенной на рубеже 16-17 века для защиты западных границ Московского государства. Ее возводил прославленный зодчий Федор Конь, он же строит стену Белого города в столице. Стены из красного кирпича тогда вытянулись на шесть с половиной километров и ощетинились 38 башнями.
Смоленск — город-щит. А еще сюда приезжают, чтобы погулять, взглянуть на оленя в саду Блонье, зайти в музей «Русская старина», познакомиться с работами Коненкова и насладиться общим немноголюдством.
Впрочем, Вязьма — лишь предбанник в ожидании встречи с главным сокровищем города. Это одна из немногих оставшихся в России трехшатровых церквей, Одигитриевская. Первая половина 17 века, русское узорочье.
В 1912 году храм обмерил выдающийся реставратор Петр Барановский (он уроженец Вяземского уезда), что позволило в дальнейшем отреставрировать церковь.
Общественно-политическая жизнь Вязьмы сосредоточена в одном здании, не промахнешься.
Читать полностью…
Дом правительства Московской области (2007 г.) напоминает межгалактическую станцию среди снежной пустоши.
Читать полностью…
«Достоевская» Кольцевой линии
Показали рендеры новой станции Кольцевой линии. На мой взгляд, это была почти нерешаемая задача –как дополнить самый цельный ансамбль московского метро, созданный в 1950-ые годы. Как не скатиться к имитации знаковых станций? Сделать что-то противоположное, подчёркнуто современное? Авторы – Сергей Кузнецов и Владимир Бутурлинцев все-таки рискнули и обратились к классике и, как мне кажется, получилось.
Это современное размышление о классической станции московского метро, не первое, и видимо не последнее, но точно самое масштабное и ответственное. Очевидно, что это современная станция, по деталям, по их компоновке, по светильникам. Где вы еще видели такую путевую стену, на которой сразу и декоративные решетки, и медные панно, и канелюры, повторяющие облицовку пилона. Или блоки стёкол фальконье опять же на пилонах. А люстры? На какую станцию похожа «Достоевская»? Ни на какую и на многие сразу. При этом станция очень цельная, не распадающуюся на отдельные детали.
Теперь главное - довести проект до реализации.
Авторы проекта станции «Достоевская» Кольцевой линии: С. Кузнецов, В. Бутурлинцев (руководители авторского коллектива), А. Вигдоров, С. Каретников, Ю.Лыгарев. Институт «Мосинжпроект».
Как же круто на русском языке читать «Эйсеп Роки».
Читать полностью…
Церковь Николая Чудотворца в селе Русская Чебоксарка (Татарстан). Построена в конце 19 века.
Читать полностью…
Русский магазин «Siberia Taiga» в Гонконге.
Ассортимент интересный. 🥹
Продолжаем гулять по зимней Москве.
Между «Маяковской» и «Белорусской»
1. Гостиница «Пекин», арх. Дмитрий Чечулин, 1956 г. На седьмом этаже здания работает музей, где можно узнать все о строительстве и знаменитых постояльцах.
2. Доходный дом купца Василия Быкова, 1909 г. Один из ярких проектов Льва Кекушева, мастера московского модерна. Ул. 2-я Брестская, дом 19/18.
3. Внушительная дверь доходного дома общества «Домохозяин», 1914 г. Интересный пример северного модерна в Москве.
4. Сталинское здание 1936 года, ныне Институт Конфуция РГГУ. Миусская пл., 6с3.
5. ДК имени Зуева на Лесной улице. Построен в конце 1920-х гг. по проекту Ильи Голосова. Визитная карточка строения — стеклянный цилиндр: туда заключена лестничная клетка.
6. Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.», расположенный в здании начала 20 века. Про события тех лет можно посмотреть советский фильм «Дом на Лесной».
7. Дом городских училищ. Тут располагалось учебное заведение имени императора Александра II, рассчитанное на 600 учащихся. Открыто в 1900 году. Архитектор М.К. Геппенер — признанный виртуоз кирпичного стиля. Миусская пл., 9с3.
8. Доходный дом Министерства финансов, 1915 г. На фасаде можно разглядеть черных лебедей и виночерпиев. 1-я Миусская ул., 22/24с2.
9. Здание Народного университета им. Шанявского, 1912 г. Ныне РГГУ.
#московские_прогулки
Моя Римская империя — стиль Валерия Непомнящего времён работы главным тренером футбольной сборной Камеруна в начале 90-х.
Помимо стиля там был ещё и успех — первая в истории африканская сборная в 1/4 финала ЧМ. В русскоязычном футбольном интернете пересказывается история про улицу Valerie и бар Nepo в Яунде, но я нашёл лишь парикмахерскую.
В сети появилась карта, которая позволяет понять, где рождались легендарные петербургские мемы. Так, сцену про котлетки с пюрешкой снимали у дома Синебрюхова на набережной реки Фонтанки, 132Б.
Читать полностью…
Лопата в руке — порядок в городе. Поддержим ДУК Канавинского района вместе!
Читать полностью…
Благодарю всех, кто пришел на лекцию в Нижнем Новгороде! Мы поговорили про топонимические битвы, Алексея Михайловича, Екатерину, Павла Первого, садовые товарищества, челябинский Париж и французский Челябинск.
Читать полностью…
Хочется отлить памятник из золотых чайных ложечек тому, кто придумал возродить «Буревестник». Новый поезд между Москвой и Нижним Новгород, который ходит три раза в день, на фоне «Ласточки» кажется настоящим спасением.
Он создан по лекалам «Авроры» — довольно удобные сиденья, три туалета на вагон, бистро. Утренний поезд из Москвы отправляется, кстати, с Ярославского вокзала (!), а не с Восточного. Туда же прибывает самый поздний состав из Нижнего.
График работы нижегородского метро также скорректировали под прибытие «Буревестника»: теперь последний поезд со станции «Московская» уходит в 00:26-00:27.
В Смоленске у вокзала расположена улица Кашена. Сначала кажется, что опечатка. Но нет — был такой французский коммунист и «большой друг СССР» Марсель Кашен.
Читать полностью…
Фонтан в городе Шевченко (ныне Актау) Казахской ССР, 1973 г.
📸 Владимир Грановский
Вязьма — 50-тысячный город, расположенный на пути из Москвы в Смоленск. С Белорусского вокзала сюда добираешься за два с небольшим часа, даже не успев заскучать.
Город впервые упоминается в 1239 году, когда в истории мелькает князь Андрей Владимирович Долгая Рука. Город всегда был важной крепостью у западных границ. Почти весь 15-й век Вязьма принадлежала Литве. Город помнит Смуту, «грозу двенадцатого года» и Великую Отечественную.
Во время ВОВ город находился в оккупации долгих 17 месяцев и был на 90 процентов разрушен. Достаточно посмотреть, сколько раз Вязьма упоминается в стихах военных лет. Вот Симонов:
Я помню в Вязьме старый дом.
Одну лишь ночь мы жили в нём.
Мы ели то, что бог послал,
И пили, что шофёр достал.
Мы уезжали в бой чуть свет.
Кто был в ту ночь, иных уж нет.
Но знаю я, что в смертный час
За тем столом он вспомнил нас.
В ту ночь, готовясь умирать,
Навек забыли мы, как лгать,
Как изменять, как быть скупым,
Как над добром дрожать своим.
Хлеб пополам, кров пополам —
Так жизнь в ту ночь открылась нам.
От каменных башен Вяземской крепости до нас дошла только одна, Спасская. Из 24 церквей города четырнадцать не пережили двадцатого века.
Экономически до революции Вязьма была довольно значимой: тут работали кожевенные предприятия, а купцов в 18 веке здесь жило почти в два раза больше, нежели в Смоленске. Существует и возрожден вяземский пряник.
Это не какой-то случайный городок на карте. Недалеко, в Хмелите, находится усадьба Грибоедовых. В Вяземском уезде родился герой Севастополя Павел Нахимов. Почти полгода на рубеже 1654-1655 гг. в Вязьме пережидал чуму царь Алексей Михайлович. Вязьма — родина актера Анатолия Папанова.
Толстая газета «Вяземский вестник» стоит 20 рублей, а между кафе «Ольштын» и гостиницей «Буржуй» затесалась реклама теплиц. Грустноватый город дремлет под снегом.
Музей Георгия Жукова в Улан-Баторе, столице Монголии. Открыт в 1979 году в здании, в котором советский военачальник проживал вместе с семьей в 1939-1940 гг.
Читать полностью…
Заброшенная деревня с названием Потерянный Рай в Рязанской области.
Об этом и многом другом поговорим на лекции в Нижнем Новгороде 31 января.
Село внутри МКАД
В Москве, где привычный район за пять лет может измениться до неузнаваемости, особенно ценишь места с устойчивыми видовыми характеристиками. Выходим на станции метро «Строгино»: стандартные панельные дома серий П-30 и П-46, район застраивали в 1970–1980-е годы.
А в десяти минутах ходьбы прячется село Троице-Лыково, единственный островок подобной застройки внутри МКАД. До Московской кольцевой всего несколько километров, а здесь тебя встречают сугробы, дома с невысокими заборчиками, церкви.
В Троице-Лыкове два храма, но самый древний вошел во все учебники по русскому искусству. Заказчиком на рубеже 17-18 века выступил родственник Петра Великого Мартемьян Кириллович Нарышкин. И барокко тоже нарышкинское: чудесная церковь «иже под колоколы», в таких храмах колокольня и основной объем храма совмещены.
Село было поглощено Москвой еще в 1960 году, но лишь административно. Бродишь по его улочкам и понимаешь: пресловутая локальная идентичность тут жива.
В самом центре Костромы недавно открылся новый мини-отель «Рыбные ряды». Он расположен в здании 1824 года.
Пишут, что во время работы строители отреставрировали более 30% стен без долбления. Они просверлили более тысячи отверстий, чтобы сохранить историческую кладку, заменив силикатный кирпич на оригинальный керамический.
Оформление гостиницы навеяно функционалом здания 🙂