newgosplan | Unsorted

Telegram-канал newgosplan - Госплан 2.0

2215

Куда идём? Business as usual!? Иран 2.0? НЭП 2.0? Давайте разбираться. Авторы - Евгений Минченко, Александр Зотин.

Subscribe to a channel

Госплан 2.0

Ну что, ЦБ РФ удивил так удивил! Слушаю сейчас пресс-конференцию, Э. Набиуллина делает упор на макропруденциальных мерах для снижения кредитования. Мы всегда за это ратовали, и указывали на то, что надо заниматься именно таким микроменеджментом, ставка и так уже высока.

В общем, конечно, сдвиг если и не парадигмы, то рыночных ожиданий от центробанка точно. Все это требует осмысления.

Поздравляю всех, кто угадал, да еще и был в лонге по акциям и облигациям (знатный выдался шорт-сквиз, да и чистые покупки, наверное, немаленькие). И на бычьей стороне должен быть праздник)))

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

ДКП и инфляция в США

Вчера ФРС снизила ставку на очередные 0,25 п.п. - до 4,25-4,5%. Это уже третье понижение в текущем цикле, сначала в сентябре на 0,5, потом в ноябре на 0,25 и сейчас еще на 0,25. В итоге ставка с пика (5,25-5,5%) упала на 1 п.п.

Интересно, что инфляция в Америке при этом не особо падает, скорее наоборот. За ноябрь - 2,7% г./г. и 0,3% м./м. в октябре - 2,6% г./г. и 0,2% м./м. Не сказать, чтобы прям высокая инфляция, как у нас, но, однако выше цели ФРС в 2%. Базовая инфляция (без волатильных компонентов) - 3,3% г./г.

Резюмируя, особого повода для снижения ставки у ФРС нет. Тем не менее, снизили. Интересно, что гособлигации на фоне такого снижения несколько подраспродают - доходность по 10-летним бондам с сентября (первого снижения ставки) выросла с 3,9% до 4,5%. Может быть инвесторы сомневаются в том, что инфляция ушла надолго? Не исключено. Может быть иностранные инвесторы (Китай) продают.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

Глобальное перепроизводство автомобилей?

По оценке NYT мощности в Китае по производству автомобилей с ДВС сейчас прилично выше 40 млн в год. По оценке GS мощности по производству электромобилей в 2024 - 20 млн, а к концу 2025 достигнут 25.

При этом в 2010 мощности по ДВС были около 20 млн, что почти соответствовало емкости внутреннего рынка. Теперь мощности только по ДВС более чем удвоились, а внутренний спрос вырос не особо. Плюс до 20 выросли с нуля мощности по EV. А весь мировой рынок автомобилей - 90 млн в год.

Китай уже стал крупнейшим мировым экспортером автомобилей (5,7 млн в год), но что дальше? Если мощности превышают внутренний спрос на 25 млн, то надо либо кратно увеличивать экспорт с отъеданием доли Японии/Германии, либо сокращать мощности. Либо и то, и другое.

Но вряд ли другие страны будут спокойно смотреть - скорее всего вломят импортные пошлины, как сейчас в США (100% на китайские EV). Cвобода торговли хороша, пока выгодна, а потом и протекционизм подойдет.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

Об Иране

Из переписки с моим другом-иранистом (я хоть и был в стране пять раз, и объездил ее практически всю, но, конечно, таковым не являюсь, хотя какие-то свои заметки публиковал):

Да, Ирану не под силу тягаться с Израилем через своих прокси. Хезболла уже реально нокаутирована.

А напрямую бороться с Израилем (отправить войска) не решатся: там у них президент-реформатор, он взялся улучшить ситуацию внутри страны, полномасштабная непредсказуемая война ему абсолютно не нужна, тем более со всем Западом (Израиль же опекает Америка и все западные страны).

И к тому же внутри страны в мегаполисах полно молодежи которые реально перешли в атеизм/ зороастризм, ненавидят исламский режим и поддерживают Нетаньяху, надеются что он свергнет аятолл. Это хорошо видно по соцсетям иранским и по комментариям, что очень много стало таких людей. И этой "пятой колонны" тоже власти побаиваются. Вот об этом важном факторе (сильной секуляризации в крупных городах, с большой симпатией к правым западным политикам - Трамп/Нетаньяху) у нас вообще не видел чтобы хоть кто-то из востоковедов писал. Есть одна статья, её автор не востоковед-профессионал а путешественник который не просто был в Иране а реально активно общался с молодежью мегаполисов.

Из работ которые мне встречались по теме (секуляризация иранцев), есть статья Дмитрия Павлова, но она написана еще лет 10 назад. С тех пор еще всё ускорилось.

https://cyberleninka.ru/article/n/iranskaya-natsionalnaya-identichnost-mezhdu-traditsiey-i-postmodernom

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

О курьерах - 4

Тема продолжает будоражить умы, поэтому продолжим (предыдущие посты 1, 2, 3). На сей раз на тему диспропорций на рынке труда высказался глава сервиса по подбору сотрудников SuperJob Алексей Захаров, который дал интервью Ъ.

— Как вы оцениваете текущее состояние российского рынка труда? Как он изменится в будущем?

— Если бы меня попросили одним словом охарактеризовать российский рынок труда, я бы сказал, что рынок труда у нас разбалансирован. Разбалансирован в результате сомнительного государственного регулирования в первую очередь.

Опережающими темпами у нас развивается сфера услуг, перетягивая в себя все больше и больше людей из реального сектора. Связано это с отдельным налоговым регулированием, которое делает возможным работодателям из сферы услуг платить за неквалифицированную занятость больше, чем может платить реальный сектор за квалифицированную. Не может в нормально сбалансированной экономике курьер получать больше, чем начинающий токарь… А у нас может. Не может курьер получать в три-пять раз больше, чем учитель начальных классов… А у нас может. Псевдосамозанятых у нас уже 12 млн (плюс 2 млн только за последний год).

Как изменится рынок труда в будущем, никто не знает. Ни один прогноз по рынку труда, курсу доллара или ценам на нефть на пять лет вперед за последние 25 лет не сбылся. В ближайшее время (год-два), если государственное регулирование не поменяется, мы так и будем говорить о кадровом голоде. Это хорошая новость для всех трудящихся: работу будет находить или менять все проще и все быстрее, зарплаты будут расти, а работать можно будет меньше. И плохая для всех работодателей: поиск и удержание людей будут обходиться все дороже и дороже. За меньшую производительность труда придется платить больше.

Дефицит кадров, казалось бы, должен подталкивать бизнес к ускоренной автоматизации и роботизации. Но для этого тоже нужны кадры — пусть меньше, но намного более высокой квалификации. А зачем молодому человеку становиться инженером, если курьер зарабатывает больше? И кто будет учить будущих инженеров, если в школах у нас не хватает минимум 500 тыс. учителей и получают учителя меньше курьеров?

— Многие члены правительства высказываются в пользу перераспределения рабочей силы по секторам экономики. Поддерживаете ли вы такую идею?

— Да. Нам необходимо перераспределить людей по секторам экономики. Но просто это не будет. Нужно будет поменять налоговое законодательство, полностью закрыть тему самозанятости.

Сейчас налоговые выгоды в сфере услуг при найме самозанятых — примерно 3 трлн руб. в год, возможно больше. Основная часть этих денег уходит в доход людям, занятым в сфере услуг. И это позволяет работодателям в сфере услуг сильно конкурировать по зарплатам с реальным сектором. То есть сфера услуг имеет такие налоговые преференции, которые IT-отрасли и не снились, наверное. Но нужно понимать, что ни за год, ни за два, ни за пять мы не сможем «перераспределить» 10 млн человек. Система, которая строилась 15 лет, за год не перестроится.


В том, что у нас дефицит учителей в 500 тыс. я что-то сомневаюсь, особенно учитывая демографическую ситуацию, а вот с необходимостью перестройки налоговых преференций, пожалуй, соглашусь. Ситуация странная, по большому счету статус "высокотехнологичных" и соответствующие преференции захватили исключительно ИТ-компании, в то время как другие сектора почему-то таковыми не считаются.

В общем, мы об этом уже писали, причем как о глобальном феномене. Об ИТ-мишуре, практическом отсутствии прогресса в фундаментальной науке, медицине, или транспорте. При этом понятно, что так произошло отчасти из-за того, что система выстроена так, что талантливые люди вынуждены жестко конкурировать с другими такими же в непроизводительных секторах.

@NewGosplan

https://www.kommersant.ru/doc/7380789

Читать полностью…

Госплан 2.0

Ставка и рентабельность

Помимо роста вероятности банкротств вследствие увеличения ставки ЦБ РФ, ЦМАКП также отмечает проблемы с рентабельностью бизнеса в разных секторах. Как видим на графике, все довольно печально, в ЦМАКП отмечают,что текущая ставка дестимулирует инвестиции (что само по себе может быть значимым инфляционным фактором, так как снизит предложение, добавим мы).

@NewGosplan

http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/Salnikov/20241209_stavka.pdf

Читать полностью…

Госплан 2.0

Банкротства

Недавно ЦБ РФ нас успокаивал, отмечая, что рост ставки слабо сказывается на переносе процентных издержек в инфляцию.

А вот ЦМАКП вчера выпустил презентацию "О влиянии изменения ключевой ставки на промышленную инфляцию и вероятность корпоративных банкротств: некоторые новые свидетельства и оценки". Тут оптимизма поменьше, хотя здесь фокус не на инфляции, а на финансовом состоянии компаний:

Повышение в 2024 г. ставок по кредиту в 1.6 раза (в среднем за год) привело к расширению доли компаний, входящих в «зону» высокого риска банкротства, с 5.8% совокупной выручки реального сектора до 12.5% (на 6.7 п.п.). По количеству компаний ожидается расширение «зоны» высокого риска банкротства с 4.7% до 8.9% (на 4.2 п.п.).

Рост ставок в 2.2 раза к уровню 2023 г. (ожидается в среднем за 2025 г. при инерционном сценарии ) приведет к расширению доли компаний, входящих в «зону» высокого риска банкротства, до 18.9% совокупной выручки реального сектора (на 6.4 п.п.). По количеству компаний в таком случае произойдет расширение «зоны» высокого риска банкротства до 12.2% (на 3.3 п.п. к оценочному уровню 2024 г.).

@NewGosplan

http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/Salnikov/20241209_stavka.pdf

Читать полностью…

Госплан 2.0

Инфляция за неделю

0,48%. Что тут сказать, опять шок. Может быть завтра talking heads будут говорить о замедлении относительно прошлой недели (0,5%), но это все чепуха. Сотые доли процента ни о чем не говорят, а главное, уровень прошлой недели был очень высокий, поэтому логично было бы ожидать резкого снижения относительно исключительно сильного выброса вверх.

Однако его не произошло. И это очень плохо. Ждем повышения ставки ЦБ РФ через неделю до 23%, не удивлюсь, если и больше.

@NewGosplan

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/192_11-12-2024.html

Читать полностью…

Госплан 2.0

О курьерах - 2

И тут мы подходим к интересному моменту. Правительство (устами Минпромторга), которому не нравятся курьеры, само же им раздает налоговые льготы (Минцифры). У нас ИТ-компании не платят налог на прибыль, с 2025-го будут платить 5%. Или страховые взносы меньше, чем у других. А ИТ-компании это, в том числе, и службы доставки маркетплейсов, насколько я понимаю (поправьте меня если это не так), во всяком случае в перечне Минцифры есть о них упоминание - "Предоставление потребителю возможности в сети "Интернет" с использованием собственных программ для ЭВМ, сайтов, баз данных приобрести дистанционно товары путем заключения договора-купли продажи и доставки соответствующих товаров".

Так что надо бы сначала определиться, чего вы, собственно, хотите? Развивать, или угнетать? Стимулировать или дестимулировать? Есть какая-то координация действий в экономблоке правительства, или ее нет?

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

О Сирии и Ближнем Востоке

Все тянулось медленно и вязко, с марта 2011-го. А подошло к финалу практически молниеносно, "слиняла за три дня", если вспомнить Розанова. Предпосылки, конечно, были, но "это было навсегда, пока не закончилось". Вот такая история бывает, то мелет свои жернова медленно, а то и ускоряется.

Интересно, что в 2011-м события в Тунисе запустили каскад протестов по всему арабскому миру. Будет ли сейчас что-то подобное, или все на Сирии и закончится?

Меня беспокоит Египет. Очень плохая экономическая ситуация, плюс огромный наплыв беженцев из охваченного войной соседнего Судана (якобы около 5 млн). Потенциально взрывоопасная ситуация.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

Сбербанк дал прогнозы на 2025 год, пишет Ъ

Жесткая денежно-кредитная политика в 2025 году станет колоссальным вызовом для российского банковского сектора, считает глава Сбербанка (MOEX: SBER) Герман Греф. Он ожидает, что Центробанк (ЦБ) начнет снижение ключевой ставки не ранее второй половины года.

«Каким мы видим 25-й год? Конечно же, это жесткая денежно-кредитная политика — и это будет колоссальным вызовом для бизнеса и банковского сектора. Тем не менее мы знаем, что российская экономика за последние годы неоднократно доказывала уникальную способность к адаптации»,— сказал господин Греф на Дне инвестора (цитата по «РИА Новости»).


По прогнозу банка, в следующим году инфляция будет на уровне 6–7%. Рост ВВП России ожидается примерно на 1,3%, добавил господин Греф. «Начало цикла снижения ключевой ставки мы ожидаем не ранее второй половины 2025 года»,— добавил глава «Сбера».

Согласен. Макропараметры на 2025-й где-то такими, наверное, и будут, плюс-минус. Отмечу, что многие еще до конца не понимают насколько серьезным вызовом станет жесткая ДКП.

@NewGosplan

https://www.kommersant.ru/doc/7347787

Читать полностью…

Госплан 2.0

Погрузка на сети РЖД: падение замедлилось

Традиционно следим за опережающими индикаторами экономики. Напомним, что полезно разделять потоки статистической и опросной информации на опережающие, синхронные и запаздывающие индикаторы.

Например, безработица и инфляция это запаздывающие индикаторы, говорящие о прошлом экономической динамики. А для понимания перспектив надо смотреть на опережающие индикаторы. Об опросе PMI написали в начале недели (он специально создан для того чтобы показать оценку бизнесом своих перспектив в ближайшем будущем), сегодня о другой опережающий индикатор - железнодорожные грузоперевозки.

РЖД опубликовали данные за ноябрь, погрузка упала на 5,8% г./г. Однако темпы падения год к году чуть снизились - в августе, сентябре, октябре было чуть больше 6% г./г. За январь-ноябрь падение 4,4% г./г.

По грузам без особых изменений - с начала года наибольшее падение у каменного угля, чермета, лома чермета, строительных грузов. В плюсе удобрения.

@NewGosplan

https://www.rzd.ru/ru/9284/page/3102?id=309595

Читать полностью…

Госплан 2.0

Облигации (и бюджеты) регионов РФ

Мы уже писали о том, что происходит на долговом рынке (полная жесть): избиение корпоратов, падение флоатеров, которые теперь дают КС+ 4-8 п.п., фактическое закрытие облигационного рынка для новых размещений, длинные ОФЗ с доходностью 17+%.

Теперь новый прикол - переставляются вверх доходности субфедеральных облигаций. Вчера произошло доразмещение выпуска облигаций Новосибирской области. Итог: доходность переставилась с 23,5% до 27,4%! Тело упало с 99% от номинала до 84!

Тут встает как минимум два вопроса:

1) Если достаточно надежные субфедеральные заемщики вынуждены давать рынку такую доходность, то что вообще будет с корпсектором? Рынок уже воспринимает все, что ниже рейтинга ААА как риск, да и к ААА вопросы есть по отдельным заемщикам. Credit crunch, товарищи.

2) Возникает вопрос к региональным бюджетам. Тут, конечно, все индивидуально, но ставочки-то запредельные.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

О военном положении в Южной Корее

Неожиданно, прямо скажем. Unknown unknown по терминологии Дональда Рамсфельда). Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль внезапно объявил военное положение в стране. Парламент вроде как его уже отменил.

Почему-то вспоминаются детские впечатления. Кровавый режим Чон Ду Хвана, а позже Ро Дэ У, давит студенческие волнения. Тогда и Южная Корея воспринималась как какой-то Мадагаскар. Далее с удивлением стал обнаруживать, что и телевизор Goldstar корейский, а потом и Самсунг и автомобили Дэу (канувшие в Лету), и много чего вокруг стало корейским. Только потом узнал про Пак Чжон Хи, стал читать экономиста Ха Чжун Чанга и смотреть фильмы Пон Чжун Хо.

Однако история рифмуется. Военное положение, волнения. Прилетело оттуда, откуда и не ждали. Будем надеяться, что все разрешится мирным путем. Ждем комментариев наших кореистов Андрея Ланькова, Федора Тертицкого и Константина Асмолова.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

Цены на российский экспорт

ЦБ в свежем докладе о финансовой стабильности дает табличку по ценам на российский сырьевой экспорт. Опять же, мы уже писали об искусстве графика. Несмотря на обилие красного цвета, не все так плохо. Скорее, все неплохо. Просто надо обращать внимание надо на нефть, причем на крайний столбик "среднее за 2021-23". Доли остального экспорта невелики, так что сильное падение может ударить по отраслям/компаниям, но макроэффект зависит практически исключительно от нефти. А тут все не то чтобы хорошо (падение на 6%к среднему за 2021-23), но не критично.

P.S. Заметил, кстати, что ЦБ дает ссылку на источник Cbonds. Мне кажется, что в Cbonds работает в сотни раз меньше людей, чем в центробанке, причем, вроде бы, Cbonds занимается облигациями, а не сырьем... Еще бы на тг или википедию ссылку дали)) Но табличка, тем не менее, хорошая.

@NewGosplan

http://cbr.ru/Collection/Collection/File/54857/Q2-Q3_2024.pdf

Читать полностью…

Госплан 2.0

Еще про ДКП в мире

Банк Японии сегодня оставил ставку на прежнем уровне (0,25%), притом, что повод для хайка имеется (инфляция - 2,6%).

Банк Японии боится повышать ставку, так как в прошлый раз это привело к глобальному обвалу фондового рынка (5 августа Nikkei 225 упал на 12,4%, ну и все остальные рынки тоже повалились).

Дело в том, что многие глобальные спекулянты фондируются именно в японской йене, отчасти из-за супернизкой ставки, отчасти из-за тренда на девальвацию к доллару из-за процентного арбитража. Самые отвязанные покупают с плечом Nvidia и биткоины (и в шоколаде), менее рисковые - американские бонды. Весь этот процесс называют кэрри-трейдом.

Но при росте стоимости фондирования в йене процесс разворачивается, причем каскадно, отсюда и августовский обвал (впрочем, его быстро выкупили). Хотя сегодня побоялись, при такой инфляции повышать ставку в начале 2025 придется. Спровоцирует ли это очередной обвал и выкупят ли его - вопрос.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

Об инфляции

Как мы писали еще полгода назад, недельные данные по инфляции в обычные времена мало кого интересовали. Какая-то скучная информация, интересующая разве что фриков-эконометристов.

И вот, все поменялось. Это напоминает мне ковид-19. Тогда тоже, самая востребованная информация - ежедневные сводки минздрава о инфицированных и госпитализированных. А теперь вот битвы подорожавшего огурца с курятиной, картофеля с авиаперелетами.

Но оставим лирику, и посмотрим на цифры. 0,35% за неделю, с начала декабря – 0,97%, с начала года – 9,14% (декабрь 2023 г. – 0,73%, с начала года – 7,42%). В общем, все плохо, хотя пандиты завтра с телеэкранов скажут, что инфляция замедлилась в сравнении с темпами прошлой и позапрошлой недели.

Еще бы она не замедлилась. Темп в 0,5% в неделю это ужас-ужас-ужас, но 0,35% - это просто ужас. Так что поводов для оптимизма пока маловато. Удивительно, что основной рост приходится прежде всего на продовольствие, то есть категорию товаров, по которой и климат, и все условия вроде как позволяют добиться продовольственной безопасности. Но вот как-то до сих пор не удалось.

Сомневаюсь, что все это связано с выросшим спросом, скорее, вопрос в предложении и структуре мотиваций для агросектора. В чем проблема обеспечить строительство теплиц и доступ дешевого газа к ним? Управлять ценами на овощи, яйца, курятину с помощью повышения ставки? Ну как-то до сих пор не получается. Может попробовать стимулирование производства? Есть все предпосылки для этого. Что, в стране не хватает дешевого природного газа для теплиц? Может с генераторами, правда, не очень, но как бы не космические технологии, даже и не знаю что сказать.

@NewGosplan

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/197_18-12-2024.html

Читать полностью…

Госплан 2.0

Об американском рынке

Пока мы тут наблюдаем падение российского рынка акций (имхо, вполне оправданное), рынок акций США вовсю пузырится. Есть, конечно, разные пророки краха, которые каждый год доллару коллапс предсказывают. Однако воз и ныне там.

Тем не менее, конечно, ситуация интересная. Представляя 4% населения, около четверти глобального ВВП, доля американских компаний в MSCI World Index сейчас больше чем 2/3. Это, конечно, удивительно. Такая концентрация и дисбаланс были последний раз в конце 1980-х, когда доля японских компаний в глобальном индексе достигала 45%, при том, что вклад Японии в мировой ВВП тогда не превышал 1/5.

Является ли такая диспропорция устойчивой? По идее, не должна бы быть. С другой стороны, 'Markets can remain irrational longer than you can remain solvent.' И это longer может быть длиннее индивидуальной жизни. И в этом случае возникает вопрос к irrational. Что такое irrational если эта иррациональность может длиться десятилетиями или даже столетиями?

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

О рынке акций

В ноябре мы предупреждали всех "ловцов дна" - не делайте этого. Ну и вот, сегодня очередное "дно". Причины понятны:

1) Ставка. На американском рынке есть известное выражение "Don't fight the Fed": не играйте против центробанка. Ну и у нас, извините, ЦБ РФ твердо и ясно дает понять, что он не против охладить экономику, вплоть до банкротств компаний. Играете против ЦБ РФ? Пожалуйста, получайте новые низы.

2) Бум IPO. Всякие невнятные конторы разместились по фантастическим мультипликаторам об физиков-миноритариев, обкэшились. Потом, внезапно, допэмиссии, вывод денег из компаний тем или иным способом, прочие сомнительные вещи с отчетностью. Четко дали понять, что покупатели акций - спонсоры, а не инвесторы. Увы, высокий уровень корпоративного управления у нас только в нескольких компаниях, которые по пальцам можно пересчитать (Норникель, Лукойл, Сбер, ну, можно назвать еще несколько и все).

3) Экономблок на примере с Транснефтью, которой повысили налог на прибыль с 20 до 40%, показал, что, извините, рынок акций это не приоритет. Сегодня для одной компании так изменили правила игры, а завтра?

4) Посмотрите на рынок облигаций. При таких доходностях некоторые компании пойдут вверх брюхом в течение полугода-года, их акции в этом сценарии могут просто, в худшем случае, обнулиться. Разворот если и произойдет, то сначала на рынке облигаций, а уж потом в акциях.

Все это не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Cave canem.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

Что почитать?

Пятница, тринадцатое. И наша подзаброшенная (mea culpa) традиционная рубрика.

Настроение соответствует дате, поэтому не могу не порекомендовать весьма интересную книгу американского биолога Арика Кершенбаума "Путеводитель зоолога по Галактике".

Смысл прост. Если вы вдруг надеялись, что в других мирах, на других галактиках все по-иному, лучше, добрее, справедливее, чем у нас на планете Земля, - даже не надейтесь. Lasciate ogne speranza, voi ch'entrate. Или same shit, different day galaxy, как уверяет нас автор, и довольно убедительно. Во всяком случае, многие биологические признаки, скорее всего, являются константами везде, независимо от планеты или галактики. Кершенбаум не идет дальше биологии (так что, может быть, моя интерпретация слишком мрачная), но посыл ясен - наши проблемы, вероятно, не уникальны, они характерны для жизни как таковой. Которая не более чем blind pitiless indifference, если процитировать другого известного биолога.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

Сирия

Вернемся к геополитике. А конкретно к Ближнему Востоку. Ну что, мне кажется, все что произошло в Сирии - это последствия 7 октября 2023-го. Все оттуда пошло, когда в результате Израиль в пыль стер всю эту шиитскую "ось сопротивления" Ирана, от убийства Хании в Тегеране до пейджер-атаки в Ливане. Теперь и Асад.

Мы примерно об этом и писали, а именно о том, что Иран все сдаст. Так оно и произошло. К сожалению, у нас мало кто понимает все это, востоковедов раз-два и обчелся.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

О курьерах, платформах и gig-экономике - 4

Раз уж тема курьеров и платформ заинтересовала наших читателей, напомню свою статью почти семилетней давности. Конечно, кое-что сегодня смотрится по-другому, но основные тезисы остаются актуальными.

@NewGosplan

https://www.kommersant.ru/doc/3674787

Читать полностью…

Госплан 2.0

О курьерах - 3

Ну и завершающие мысли. Вообще, конечно, курьер - трудоинтенсивная услуга, не требующая высокой квалификации. И вот вам парадокс - ИТ, а точнее, платформы, не сокращают потребность в неквалифицированном труде, а наоборот, в моменте увеличивают ее, создав вот такую новую форму услуги.

Большущий фактор - самозанятость курьеров и их не вовлеченность в формальный рынок труда. Найма со всеми нормами КЗОТ ведь нет, нет ни ответственности работодателя, ни отпусков, ни графика работы, ничего. То есть, по сути, это ультралиберальный сегмент рынка труда - сегодня работаю на платформу, завтра - нет, платформа мне ничего не должна, и я ей тоже.

Плохо это или хорошо на макроуровне? Да ведь нет ответа, или, точнее, его сложно найти. Это как жесткий и наоборот гибкий рынок труда - у каждого есть свои плюсы и минусы. Скажем, жесткий рынок труда - гиперзащищенность работника по отношению к работодателю: 100500 выплат при увольнении, ограниченность наймодателя во всем. В экстремальном случае имеем условную Аргентину, где работника нельзя уволить, хоть бы он годами на работе не появлялся. Просто дороже выйдет, чем терпеть. И что? В итоге в формальный сектор устроиться просто невозможно, так как работодатель не идиот. Ультрамягкий рынок труда – наоборот в два счета могут уволить без каких-либо компенсаций. Но ведь и найм столь же легкий и именно из-за легкости увольнения.

Еще один тезис критиков - курьеры много получают. Но, пардон, это же рынок, значит, столько их услуга и стоит. Аргумент о том, что компании, предоставляющие такие услуги убыточны, нерелевантен. Для компании важно оплачивать свои обязательства перед кредиторами, а убыточность, конечно, не есть хорошо, но на определенных этапах жизненного цикла нормальна. Если уж о чем-то и говорить, так это о налоговых и иных стимулах, или наоборот, дестимулировании. В конце концов, допустим, у общества есть консенсус о том, что курение – это плохо. И вот, акцизы, и т.д. и т.п. То есть, различная дестимуляция. Есть ли такой консенсус в отношении курьеров и служб доставки? Не уверен.

Вообще, если опять посмотреть с точки зрения макро – может быть такие трудоинтенсивные с низкой квалификацией формы занятости полезно было бы стимулировать при высокой безработице и наоборот дестимулировать при низкой. Но это гипотеза.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

О курьерах

Модная нынче тема - "тридцать тысяч одних курьеров" развелось кругом, и получают много (до 200к в мес.), и пользы якобы от них нет. Например, цитирую РБК:

Популярность сервисов доставки создает для экономики России серьезные проблемы — число курьеров и упаковщиков уже исчисляется миллионами, и в большинстве своем это «здоровые, физически сильные люди», которых так не хватает в других секторах экономики. Об этом заявил в ходе круглого стола «Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования» директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов.

«Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовых сил и трудовых ресурсов. Может ли экономика наша себе это позволить?» — задался вопросом представитель ведомства, слова которого передает корреспондент РБК.

По словам Кузнецова, в России сейчас работают не менее полутора миллионов одних только курьеров, а также около полумиллиона упаковщиков, сборщиков заказов и других сотрудников. Все вместе они уже отучили «значительную часть потребителей... от банального навыка просто ходить по магазинам», при этом сами сервисы убыточны и их работа поддерживается за счет иных ресурсов.


У меня отношение к вопросу двоякое.

С одной стороны, довольно дико осознавать, что компании, именующие себя технологическими, ИТ, занимаются развозом товаров на электровелорикшах. Как-то у меня это до сих пор эта, по сути, архаика с высокими технологиями не ассоциируется.

С другой стороны, хотя я какой-то особой пользы от них не вижу, стоит признать, что все эти платформы, маркетплейсы и службы доставки изменили форматы потребления, и если люди заказывают что-то, то значит им это удобно и есть спрос на такие услуги. Может быть такой спрос формируется привычкой, а не потребностью, но если так рассуждать, то у нас много чего формируется привычкой, а не потребностью, да и вообще сложно разграничить между одним и другим. Так что, конечно, можно говорить, что курьеров стало много и все в таком же духе, но спрос-то на них есть и решать такие вопросы надо рыночными методами.

И вот здесь возникает вопрос налоговых льгот и регулирования статуса самозанятости, о чем мы напишем позже.

@NewGosplan

https://www.rbc.ru/economics/02/12/2024/674d9a619a7947017f6f3e17

Читать полностью…

Госплан 2.0

Что посмотреть?

Наша традиционная рубрика (вместе с "Что почитать?") на выходные.

Посмотрел недавно фильмы мексиканского режиссера Луиса Эстрады. Хорошо. Форма - комедия, постепенно переходящая в трагедию. Что, кстати, непросто, мало что есть удачного в таком жанре. Смысл - победа зла над добром. Все это, конечно, не ново, задумывались над этим со времен Гильгамеша, а после и Махабхарата, или та же книга Иова (где все откатили, но...). Или гностики и все что угодно дальше.

Однако неплохо. И с мексиканским колоритом (в стране неоднократно бывал, так что мне это близко). Из фильмов Эстрады особенно рекомендую "Идеальную диктатуру" (La dictadura perfecta), где режиссер очень хорошо показывает роль СМИ. В общем, мои рекомендации.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

В поисках утраченных битов

В том, что жизнь является абсурдом, сомневаться не приходится. Вот биткоин дошел до 100 тыс. $. Купить что ли немного, может тогда упадет? Но, думаю, лень победит, не куплю и пустота дойдет до 500, а может и до 1 млн. И только потом обвалится. Или нет.

Но есть и совершенно отъявленные лузеры. Это несчастные, у которых эти самые биткоины были, но которые не придавали криптохламу никакого значения. Было это в доисторические времена, в начале 2010-х, когда за 100500 биткоинов можно было заказать пиццу в заведении (или даже две). Или когда эти биткоины раздавали в качестве забавного подарка в ресторанах. Как оказалось, купить немного пустоты тогда было бы самым умным решением, возможно, всей жизни.

Ну и вот, совершенный и самый, как оказалось, прибыльный (а кто-то думал российские акции? Газпром? - ха-ха)))) этот самый "актив" они попросту потеряли. Хранилось где-то 10000 биткоинов на жестком диске, дык компьютер устарел, его и выкинули на помойку. Или флешку выбросили. А потом опомнились... А теперь это иногда не миллионы, а миллиарды по нынешнему курсу этого шапито, называемого мировой экономикой. Вот он, хоррор. Что же делать, что же делать... Ок, берем инвесторов из Goldman Sachs или еще каких-то ушлых ребят, нанимаем подрядчиков, чтобы перебрали весь хлам на мусорном полигоне и нашли таки заветный винчестер. Все до последней соринки/битинки.

Но вот беда, помойка находится в ведении муниципалитета, а тот не дает доступ к бесценной мусорке (это вам не какая-нить убогая нефтяная вышка). И теперь отчаянный экс-владелец битка подает иск в полмиллиарда фунтов за лишение священного права доступа к помойке. Вот такая она, жизнь.

@NewGosplan

Читать полностью…

Госплан 2.0

Инфляция за неделю

0,5%. Шок. Впрочем, вполне ожидаемый. Может быть модели ЦБ РФ и показывают незначительный перенос курса в цены, может быть топы центробанка в магазины не ходят. Ну вот я хожу, и вижу, что ценники-то тут же переставляют вместе с курсом. Но, конечно, раз в модели так, то тем хуже для реальности. Боремся с инфляцией дальше.

@NewGosplan

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/188_04-12-2024.html

Читать полностью…

Госплан 2.0

Рост дебиторки - плохой сигнал

ЦБ РФ в свежем обзоре финстабильности обратил внимание на рост дебиторской задолженности у компаний (+14,8% относительно января 2024 г.). Структура, кстати, поменялась - резкий рост в торговле и обрабатывающей промышленности. Интересно, что там в торговле конкретно происходит...

Замечу, что недавно в ноябре также на неплатежи жаловались компании, опрошенные РСПП в мониторинге за III квартал 2024 года". Цитата:

Неплатежи со стороны контрагентов вышли на первое место среди всех возможных проблем, с которыми сталкивались компании в своей деятельности в III квартале 2024 года. 36,6% респондентов сообщили, что именно несоблюдение обязательств по выплате средств ограничивало работу компании. В прошлый отчётный период доля этого варианта была значимо ниже – она составляла 22,1%.


Я думаю, это эффект высокой ставки - скажем, какая-нибудь крупная компания может затягивать оплату поставщикам, а каждый месяц задержки это уже почти 2% если держать деньги в фондах ликвидности. Профит. Приобретет ли это системный характер сказать сложно, однако звоночек нехороший. Интересно, конечно, как это происходит на уровне секторов/компаний.

@NewGosplan

https://cbr.ru/Collection/Collection/File/54857/Q2-Q3_2024.pdf

https://rspp.ru/activity/analytics/sostoyanie-rossiyskoy-ekonomiki-i-deyatelnost-kompaniy-rezultaty-monitoringa-rspp-vo-iii-kvarrtale-20/

Читать полностью…

Госплан 2.0

Письмо Деду морозу написал Дима Пьянов из синей группы банковского детского сада (он же зампред правления ВТБ)

Мы уже писали, что Пьянов человек талантливый, всегда что-то образное пишет. Теперь вот в основном, вопросы к Снегурочке (Эльвире). Обо всех пожеланиях можно прочитать в статье, остановимся на наиболее, как мне кажется, важном:

Пожелание № 4. Активнее интервенировать на валютном рынке в период повышенной волатильности курса.

Мы с воспитателями посмотрели на доллар в обменнике и обомлели — ведь еще пару месяцев назад было 90! У нас сразу повысились инфляционные ожидания. Когда социолог спрашивал нас в прошлый раз про инфляцию, мы ждали, что цены подрастут на 13% на год вперед. Если нас спросят сегодня, я им назову число побольше, они тоже обомлеют! Теперь мы все ждем, что ЦБ повысит ставку — охладит наши потребительские и повысит наши сберегательные настроения. Но тогда экономика может переохладиться, а ВВП — сократиться. Не проще ли стабилизировать курс — тогда потребуется меньшее охлаждение экономики, а вернуть инфляцию к цели будет проще с учетом того, как сильно растут цены, когда рубль падает.


Мы отмечали, что борьба с инфляцией при полном невнимании в курсу - это Лебедь, Рак и Щука. Политика должна быть скоординированной, резкие нерыночные движения курса должны корректироваться центробанком (и правительством), и в этом полностью с Димой согласны.

@NewGosplan

https://www.rbc.ru/opinions/economics/03/12/2024/674d8ff19a7947b180c47b1a

Читать полностью…

Госплан 2.0

Обрабатывающий сектор вырос в ноябре

Пока замедления экономики данные PMI Manufacturing не подтверждают. Никакого замедления.

Как обычно следим за опережающими индикаторами экономики. Индекс менеджеров по закупкам Global Russia Manufacturing PMI в ноябре повысился до 51,3 с 50,6 в октябре. Напомню, что участники опроса оценивают ситуацию как «выше» (больше), «ниже» (меньше) или «не изменилось» по сравнению с предшествующим месяцем, значение индекса выше 50 указывает на рост деловой активности, ниже 50 — на падение.

Вспомним, что в сентябре был небольшой спад - 49,5. Но он не получил подтверждения ни в октябре, ни в ноябре. Рост небольшой, но рост. При высокой инфляции тренд на ужесточение ДКП довольно ясно вырисовывается (хотя мы и не считаем его оправданным).

@NewGosplan

https://www.pmi.spglobal.com/Public/Home/PressRelease/2fcc3f05c7aa4782835a51dd589ea39b

Читать полностью…
Subscribe to a channel